Организация образовательного процесса по общеобразовательным программам в условиях действия ограничительных мер

14 апреля 2020 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации образовательного процесса по общеобразовательным программам в условиях действия ограничительных мер 

Во исполнение решения оперативного Штаба Приморского края по организации проведения мероприятий направленных на предупреждение завоза и распространения короновирусной инфекции от 10 апреля 2020 года и в связи с существенными различиями в санитарно-эпидемиологической ситуации в муниципальных образованиях Приморского края, а также различной степенью готовности образовательных организаций и цифровой инфраструктуры к масштабному использованию дистанционных образовательных технологий, министерство образования Приморского края (далее – министерство) предлагает использовать дифференцированный подход к организации обучения по общеобразовательным программам.  
Настоящие рекомендации позволят адаптировать деятельность системы образования как к существующим рискам, так и к потребностям основных участников образовательного процесса.
Безусловно, одним из инструментов организации обучения в условиях бесконтактной коммуникации являются дистанционные образовательные технологии. Вместе с тем, по результатам проведенного анализа инфраструктурной обеспеченности школьников очевидно, что в среднем у 11% учащихся отсутствует компьютерная техника. Кроме того, обеспеченность компьютерами (планшетами) в разрезе муниципальных образований края достаточно разнится. Так обеспеченность составляет от 48% в Дальнереченском муниципальном районе до 97% в Уссурийском городском округе. Аналогичная ситуация отмечается и в части наличия подключения к «Интернету» семей школьников (у 6,3% обучающихся отсутствует интернет).
Дополнительной проблемой для качественного дистанционного образования стала неготовность электронных ресурсов к такому активному использованию. Одномоментное значительное увеличение количества пользователей электронных ресурсов, предоставляющих образовательный контент, создает перебои технического характера и трудности для пользователей (учителей и обучающихся). 
Кроме того, формальный подход некоторых педагогов и целых образовательных организаций к организации дистанционного обучения породил множество обоснованных претензий со стороны родителей к качеству организации образовательного процесса.
Учитывая различия в санитарно-эпидемиологической ситуации, складывающейся в различных муниципальных образованиях Приморского края Штаб решил предоставить возможность ряду муниципальных образований с 13.04.2020 организовать функционирование общеобразовательных организаций (за исключением муниципальных образований, перечисленных в пункте 2.5 Решения) в штатном режиме с соблюдением всех санитарно- эпидемиологических требований в условиях профилактики и предотвращения распространения коронавирусной инфекции, в том числе с учетом соблюдения ряда условий.
Городским округам: Владивосток, Артем, Находка, Уссурийск, Большой Камень, Арсеньев, Партизанск, муниципальным районам: Надеждинскому и Шкотовскому (п. 2.5. Решения) рекомендовано организовать работу образовательных организаций, продолжив реализацию образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с графиками учебного процесса и индивидуальными учебными планами, в режиме нахождения обучающихся в условиях домашней самоизоляции (за исключением малокомплектных школ). 
Исходя из изложенного, и в связи с большим количеством обращений от участников образовательного процесса за разъяснениями, считаем необходимым обратить внимание на следующее.

По реализуемым подходам к организации образовательного процесса.
1. Согласно п.11 ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях отнесено к вопросам местного значения. Таким образом, решение о формах организации образовательного процесса по реализации основных образовательных программ общего образования, образовательная организация принимает самостоятельно по согласованию с учредителем. Указанное решение как правило принимает педагогический совет образовательной организации. 
2. Обязательным, при принятии решения о работе в штатном режиме в условиях существующий санитарно-эпедемиологической ситуации, является сокращение количества обучающихся, находящихся в помещении до 
12 человек, при помощи деления класса на группы. 
Таким образом, переход на учебу в штатный режим будет фактически невозможным в образовательных учреждениях, работающих в двухсменном режиме, имеющим небольшие площади, либо ограниченные кадровым составом (много вакансий, высокий коэффициент совмещения, большое количество педагогов старше 65 лет). 
На основании изложенного предлагаем рассмотреть возможность возвращения работать в штатном режиме только малокомплектным школам либо школам, находящимся в небольших населенных пунктах где, имеются проблемы с Интернет-соединением и с обеспечением школьников компьютерной техникой.
Поскольку дистанционное образование – не форма обучения, а средство и способ организации учебного процесса (ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) школа вправе самостоятельно решить, когда применять дистанционные технологии. Родители не участвуют в выборе средств и способов обучения, но могут высказать свое мнение.
3.Общеобразовательным организациям, реализующим основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения:
а) максимально использовать возможности дистанционного обучения, обеспечивая дифференцированный подход, индивидуализацию образовательного процесса, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию обучающегося с учетом его интересов и возможностей;
б) провести анализ используемых учителями средств коммуникации, цифровых платформ и ресурсов. Скоординировать выбор ресурсов непосредственно в образовательной организации, поскольку, их большое количество и разнообразие ставит обучающихся и их родителей перед огромным числом источников информации, равных количеству преподавателей и предметов;
в) составить  расписание уроков таким образом, чтобы количество электронных уроков для класса не  превышало: в 1–2-м классе – 20 минут, 
4-м – 25 минут, 5–6-м – 30 минут, 7–11-м – 35 минут (п. 10.18 СанПиН школы). В остальное время занятий необходимо предусмотреть другие формы работы: письменные, устные, творческие задания.  
Заместитель руководителя по УВР, либо иные лица отвечающее за составление расписания должны объединить совместные планы учителей в единое расписание, которое должно быть утверждено по правилам делопроизводства, принятым в образовательной организации. Расписание должно быть доведено до сведения участников образовательного процесса;
г) при реализации основных образовательных программ общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий минимизировать обращение к электронным и цифровым образовательным сервисам, и платформам, работающим в on-line режиме.
4. Независимо от формы организации образовательного процесса (классно-урочной, дистанционной) образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы общего образования, необходимо обеспечить:
а) условия для педагогов по организации образовательного процесса с рабочего места (при соблюдении дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий) или в режиме нахождения в условиях домашней самоизоляции (с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с графиками учебного процесса и индивидуальными учебными планами);
б) корректировку учебных планов и рабочих программ по предметам, предусматривающую сокращение времени учебных занятий (до 30 минут), с акцентом на освоение нового учебного материала, без сокращения объемов оплаты труда педагогических работников;  
в) выполнение требований СанПиН в части объема домашнего задания с учетом возраста школьника, т.е. 2-3 классы время на выполнение домашних заданий не должно превышать 1,5 часов, в 4-5 — 2 часов, в 6-8 классах – 2,5 часов, а в 9-11 не более 3,5 часов. Кроме того, санитарные нормы запрещают задавать работу первоклассникам и школьникам всех классов на выходные;  
г) проведение всероссийских проверочных работ (ВПР), в необходимых случаях в дистанционном формате в сроки, устанавливаемые образовательной организацией, но не позднее 25 мая 2020 года.

По формам, периодичности и порядку текущего контроля успеваемости 
и промежуточной аттестации учащихся
1.Общеобразовательным организациям, реализующим основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, для организации текущего контроля успеваемости обучающихся: 
а) использовать электронные модели тестирования, предполагающие автоматическую обработку полученных результатов; 
б) проводить проверку выполненных заданий выборочно (дифференцировано) с учетом освоения пройденного материала, по результатам ранее выполненных работ и необходимого количества оценок, позволяющего оценить уровень освоения образовательной программы по предмету; 
в) минимизировать количество заданий для текущего контроля успеваемости, сфокусировав внимание на оценке базовых знаний, умений, компетенций учащихся, что позволит обеспечить оценку образовательных результатов, обучающихся по базовому ядру знаний по предметам;
г) применять интегрированные способы оценивания (наряду с отметками по пятибалльной шкале использовать формы оценивания зачет/незачет) для обучающихся 1-3, 5-8 классов; 
д) устанавливать временные регламенты сдачи работ. 
2. Общеобразовательная организация может принять решение об аттестации обучающихся 1-8 классов по результатам завершенных четвертей по отдельным учебным предметам (предметным областям): физическая культура и ОБЖ, технология, родной язык и родная литература, искусство (музыка, ИЗО), второй иностранный язык, Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и т.д.  
3. Общеобразовательная организация может принять решение об аттестации обучающихся, завершающих обучение по образовательным программам среднего общего образования, по предметам, не вошедшим в перечень для государственной итоговой аттестации, или не выбранным обучающимися для сдачи государственной итоговой аттестации по результатам завершенных предыдущих учебных периодов (четвертей / триместров);
4. Решение о формах организации образовательного процесса по реализации основных образовательных программ общего образования, сроках окончания учебного года, образовательная организация принимает самостоятельно по согласованию с учредителем и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. С этой целью все изменения в формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся необходимо в установленном порядке отразить (внести изменения) в локальном нормативном акте образовательной организации и проинформировать о принятом решении управление образования муниципального образования.

По корректировке образовательных программ (1-8 кл.)
1. Для обеспечения полноты реализации основных образовательных программ каждого уровня образования в каждой образовательной организации необходимо провести корректировку основных общеобразовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих программ учебных курсов, дисциплин, модулей. 
С этой целью руководителям образовательных организаций необходимо: 
- провести анализ полноты реализации рабочих программ по учебным предметам, курсам; 
- провести оценку того, что не изучено, оценить, что из неизученного материала необходимо рассмотреть в текущем учебном году, а что возможно перенести на следующий учебный год; 
- составить новое расписание занятий, обеспечивающее возможность реализации образовательных программ с учетом обязательных требований к режиму занятий обучающихся, определить посильную нагрузку на педагогов и учащихся, порядок и сроки проверки домашних заданий, исключить перегрузку обучающихся; 
- рекомендовать учителям акцентировать внимание на освоении и закреплении нового учебного материала, укрупнении учебных единиц посредством модульной подачи учебного материала для изучения новых тем; 
- утвердить локальным актом образовательного учреждения корректировку основных образовательных программ. 
2. На уровне основного общего образования в 5-8-х классах необходимо скорректировать рабочие программы по учебным предметам с учетом возможности освоения разделов и тем, изучение которых предполагалось в четвертой четверти, в начале следующего учебного года (в случае логичности и связанности содержания). 
В ходе организации учебных занятий формы и объем заданий необходимо определять с учетом низкого темпа работы обучающихся на учебных платформах, при выборе дистанционных лекций ориентироваться на установленные требования к объему времени при просмотре видеофрагментов. 
3. Целесообразно проанализировать задаваемый объем домашнего задания и сроки его выполнения для того чтобы родители и обучающиеся могли рационально спланировать работу дома с учетом сложности учебных предметов, форм и объема заданий. Не допускать перегрузки обучающихся. 
Активизировать работу обучающихся с рабочими тетрадями, тетрадями для практических и лабораторных работ, атласами, контурными картами печатного формата. 
4. Особое внимание необходимо обратить на реализацию образовательной программы в дистанционном режиме обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 
Особенности детей младшего школьного возраста, имеющих те или иные задержки или нарушения развития, не позволяют полноценно организовать обучение без непосредственного участия педагога, эффективно освоить значительную часть образовательной программы в дистанционном режиме. Реализация программы в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ, условий получения НОО. Поэтому возможна и целесообразна коррекция рабочих программ со значительным сокращением количества часов на изучение нового материала (либо полным исключением новых тем) по учебным предметам «Русский язык», «Математика» «Окружающий мир» в апреле-мае 2020, перенеся эти темы на 2020-2021 учебный год. 
Основное внимание необходимо уделить повторению изученного материала и коррекционной работе. Для реализации коррекционно-развивающего блока работы наиболее эффективно использование игровых методов подачи материала. Обращаем ваше внимание, что в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, реализация программы начального общего образования может быть пролонгирована на 1-2 года. 
С методическими рекомендациями по дистанционному обучению детей с ОВЗ можно ознакомиться на сайте Института коррекционной педагогики РАО https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/ 
5. Напоминаем, что с учетом корректировки основных образовательных программ в части учебного плана, рабочих программ и календарного учебного графика в соответствии с ФГОС на уровне начального общего образования количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов, на уровне основного общего образования количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов.

По подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации
в форме ОГЭ (ГВЭ) и ЕГЭ (ГВЭ)

1. При организации подготовки обучающихся, завершающих обучение по образовательным программам основного общего образования, к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ (ГВЭ) необходимо учитывать изменения, которые вносятся министерством просвещения РФ в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. В 2020 году планируется проведение ОГЭ (ГВЭ) по двум обязательным предметам. 
Общеобразовательная организация может принять решение об аттестации обучающихся 9 классов по результатам завершенных четвертей (триместров) по отдельным учебным предметам (предметным областям): физическая культура и ОБЖ, технология, родной язык и родная литература, искусство (музыка, ИЗО), второй иностранный язык, по 5-балльной системе. 
2. Для обучающихся 10-11 классов, завершающих обучение по образовательной программе среднего общего образования, в апреле – мае 2020 года необходимо организовать полноценный образовательный процесс, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий в части предметов, определенных для государственной итоговой аттестации. 
3. По предметам, не вошедшим в перечень для государственной итоговой аттестации или не выбранным для сдачи государственной итоговой аттестации, обучающиеся 10-11 классов, завершающих обучение по образовательной программе среднего общего образования, могут быть аттестованы по результатам завершенных предыдущих учебных периодов (четвертей/триместров) по 5-балльной системе. 

Об организации работы педагогов и оплаты их труда
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не снижает норму часов педагогической работы и не может являться основанием для уменьшения размера заработной платы, в том числе и в случае работы педагога на дому, удаленно и в других форматах, предусмотренных Трудовым законодательством.
В случае принятия решения об аттестации школьников по итогам прошедших образовательных периодов и отсутствии необходимости ведения педагогом учебных часов необходимо руководствоваться приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
В соответствии с указным нормативным актом, когда педагогическому работнику не может быть обеспечена необходимая норма учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы, норма часов педагогической работы может выполняться путем осуществления иной работы, не подразумевающей контакта с обучающимися – методической, организационной, творческой.  
В настоящее время методическая и организационная работа педагогических   работников образовательных организаций может предусматривать и подготовку образовательного контента, и разработку образовательных технологий, направленных на обеспечение готовности каждой образовательной организации и ее работников к ведению образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (как в отношении отдельных обучающихся, так и в отношении классов), в том числе и на следующий учебный год в целях повторения материала , изученного в марте–апреле 2020 года.
Поручение педагогическим работникам выполнения другой работы, не относящейся к педагогической недопустимо.  
Кроме того, в своей работе вы можете руководствоваться разъяснениями Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (письмо от 23.03.2020 №